Садовые дорожки — важный элемент планировки и зонирования участка. Их расположение и размеры, способы их устройства определяют на этапе проектирования. Они используются не только для перемещения по территории, но и как часть ее декоративного оформления. С их помощью подчеркивают стилистическое единство, акцентируют внимание на выбранном стиле.
При планировке их делят на несколько групп:
Нагрузка на основные маршруты будет самой большой. Если это — подъездной путь, ширина должна быть не меньше 2 м, а конструкция — такой, чтобы выдерживать вес транспорта. Пешеходные дорожки между основными объектами должны быть такими, чтобы два человека легко расходились на них. Минимальная ширина — 60-80 см, оптимальная — 1,3 м. Это касается и прогулочных маршрутов. Лучше, если ширина таких троп будет около 1 м, чтобы по ним можно было ходить вдвоем. Второстепенные дорожки могут быть узкими (0,5-0,8 м). Тропинки между грядками в огороде, между деревьями в саду могут иметь ширину около 40 см.
Основные маршруты обычно делают прямыми. Если будет поворот, его лучше скруглить, сократив общую длину. Прогулочные тропы, напротив, часто оказываются извилистыми, с увеличенной протяженностью, чтобы сформировать интересный маршрут и создать иллюзию большой территории. Линии прокладки и форма тропинок в саду, в огороде, к второстепенным объектам определяется расположением грядок, деревьев, элементов благоустройства.
И мощеная, и насыпная дорожка должны быть достаточно прочными, выдерживать предполагаемую нагрузку. Для этого при их устройстве сначала готовят основание. Для подъездных путей, основных маршрутов лучше выполнять бетонную подготовку или отсыпку утрамбованным щебнем, гравием, песком. При больших нагрузках или на пучинистых грунтах глубина котлована под такое основание может доходить до 40-50 см. В нормальных условиях достаточно 15-30 см. Дно котлована желательно закрыть геотекстилем, чтобы защитить отсыпку от прорастания корней растений.
Если дорожка будет иметь сплошное или насыпное покрытие, по бокам ее желательно закрыть линией из бордюрных камней. Они обеспечат стабильность всей конструкции, защитят от смещения или разрушения основания. Камни не должны сильно возвышаться над покрытием. Если вдоль не прокладывается ливневая канализация, лучше, если они будут на одном уровне с поверхностью дорожки. Если по бокам открытый грунт, бордюрный камень может немного возвышаться над покрытием, чтобы почва не попадала на него.
Чтобы обеспечить сток воды с твердого покрытия, предусматривают разуклонку. Поверхность дорожки не должна быть строго горизонтальной, чтобы на ней не застаивалась вода. Стоки направляют на грунт или в ливневую канализацию, выполняя небольшой уклон поверхности к одному или к обоим краям. При создании сети дорожек такой уклон может быть выполнен так, чтобы вода собиралась в одном месте. В этой точке можно установить дождеприемник, через который стоки будут уходить в ливневую канализацию.
Покрытие может быть насыпным, мощеным или выполненным из разрозненных элементов.
Насыпными чаще делают второстепенные тропы или прогулочные маршруты. Нагрузка на них не должна быть слишком высокой. Желательно, чтобы покрытие было отделено от грунта или газона линией выступающих бордюрных камней, чтобы его материал не высыпался на грунт и не загрязнялся почвой.
Как основной материал можно использовать крупнозернистый песок, щебень или гальку небольшой фракции, сухую древесную кору. Основание должно быть утрамбованным, выполненным из материалов, которые хорошо дренируются, пропускают воду. При устройстве покрытия выбранный материал рассыпают по дорожке, равномерно распределяют, немного трамбуют нижние слои.
Мощеные дорожки используют чаще всего. Они могут выдерживать пешеходную или автомобильную нагрузку, долго служат. Основание выполняют или из утрамбованного песка, или из бетона. Чем больше будет нагрузка на покрытие, тем больше заглубляют основание. Если дорожка будет использоваться как подъездной путь, если ее обустраивают на неустойчивом, пучинистом грунте, лучше выполнить бетонную подготовку, предварительно организовав дренаж грунтовых и поверхностных вод.
При устройстве дорожек, подъездных путей, основных пешеходных троп используют несколько видов материалов для мощения:
Дорожки со сплошным покрытием можно выполнить из монолитного бетона. Его используют для поверхностей с криволинейными, сложными очертаниями. Толщина бетонного слоя при пешеходной нагрузке — 8-10 см, при автомобильной — до 40-50 см (с обязательным использованием армирования). Бетон заливают после установки деревянной опалубки и подготовки основания (используется геотекстиль, песчаная подушка, гидроизоляционные материалы). По поверхности выполняют разуклонку для стока воды. Если есть специальные требования к оформлению такой дорожки, ее поверхность можно облицевать плиткой.
Садовые дорожки из разрозненных элементов устраивают на второстепенных или прогулочных маршрутах, там, где нагрузка будет пешеходной и не слишком высокой. Они эффектно выглядят на газоне, когда плашки или плитки окружены травой со всех сторон. Такие дорожки можно выполнить из камня-плитняка, деревянных плашек, спилов бревна (если на участке сухо), из бетонных плит, керамогранита. Основание под эти материалы защищают геотекстилем, отсыпают песком, трамбуют. При укладке дорожки из разрозненных элементов с широкими швами между ними для дополнительного озеленения можно использовать стойкие к вытаптыванию почвопокровные растения. Это — эффектный прием, подходящий для троп, которыми редко пользуются: они становятся декоративным элементом оформления участка.
Компания «Гринтэк» выполняет планировку, подбор материалов, устройство садовых дорожек и подъездных путей.
Мы перезвоним в течение 5 минут или позвоните по номеру
+7 (495) 725-93-37